Слышно, как небо зовет

20 августа 2015, 11:27
Текст: Лариса Федишина
Фото: Артем Финн, Андрей Кийко, Александр Харитонов, Василий Рябинин, Алексей Качаев, Алексей Арлюков

Авиационный споттинг “Успеть за 80 секунд”, приуроченный ко Дню Воздушного флота России и 80-летию компании “Норильский никель”, собрал в норильском аэропорту почти полтора десятка фотографов.

Слышно, как небо зовет

Организаторами споттинга выступили департамент общественных связей Заполярного филиала “Норникеля” и медиакомпания “Северный город” при поддержке руководства аэропорта Норильск.

Название акции “Успеть за 80 секунд” взято не из воздуха. 80 секунд – среднее время, которое проходит с момента появления самолета в зоне прямой видимости до касания взлетно-посадочной полосы аэропорта Норильск.

Рассвет интересующиеся авиационной фотографией встретили во всеоружии: фото- и видеокамеры, штативы и другие незаменимые на съемке инструменты, термосы с горячим кофе. Форма одежды – утепленная. Поехали! За яркими кадрами и новыми впечатлениями.

САБ с нами

Автобус везет участников споттинга по тихому в первые утренние часы Норильску. С экрана автотелевизора Вячеслав Бутусов поет, что небо все ближе: “Вот уже слышно, как небо зовет”.

На привокзальной площади ветрено – то ли еще будет на взлетной полосе – и пустынно. Уезжающие скоро начнут прибывать в аэропорт, а до приземления первого в этот день рейса остается почти час. Здороваемся с хозяевами съемочной площадки и организованно направляемся в зону спецконтроля. Необычное утро начинается с обычной для аэропорта процедуры – проверка документов, досмотр ручной клади и содержимого карманов. Мелочь и другие металлические предметы – на стол, мобильники – предъявляем, пачки сигарет – открываем.

С удивлением отмечаю, что заместитель начальника службы перевозок Марина Волокитина тоже достает из кармана сотовый телефон, кладет его перед инспектором службы авиационной безопасности (САБ) и проходит через рамку. Для аэропортовских служащих в вопросах безопасности исключений не существует. Они, например, обязательно проходят предрейсовый медицинский контроль и только после этого приступают к исполнению служебных обязанностей.

Сегодня благодаря нашей группе, вооруженной фотообъективами, у начальника службы авиационной безопасности Игоря Круглова и его коллег – руководителей подразделений аэропорта забот прибавилось. Но по тому, как проходят первые перед съемкой минуты, даже невооруженным глазом видно: организационные моменты отработаны четко.

Споттеры занимают места в автобусе и за машиной сопровождения двигаются к взлетно-посадочной полосе. Первое ощущение – просто-о-ор! И пронизывающий ветер. Позже я узнала: северо-восточный до 16 метров в секунду. Но разве это помешает сделать отличный, необычный, самый лучший кадр!

Кто любит самолеты

Впрочем, энтузиазм поклонников крылатых машин все же заключают в рамки. За эту черту не заходить! Команда выполняется беспрекословно, и каждый из участников споттинга ищет свою точку съемок.

Название нашей акции “Успеть за 80 секунд” взято не из воздуха. 80 секунд – среднее время, которое проходит с момента появления самолета в зоне прямой видимости до касания взлетно-посадочной полосы аэропорта Норильск. Именно за это время фотографам нужно успеть отснять приземление воздушного судна.

По рации слышно: “Самолет на прямой”. Смотрю вправо и замираю. Ощущение… Далеко-далеко два огня – непонятно, на чем они держатся, но летят именно на меня. Светящаяся точка приближается, приближается.

– А в темное время суток как красиво, – говорит Марина Волокитина.

За 29 лет работы в аэропорту, мне кажется, Марина Владимировна ко всему привыкла, а все же свое “как красиво” произносит весьма вдохновенно... Наверное, тогда очень-очень красиво. Но и это зрелище завораживает. Летящее светящееся нечто явственнее превращается в самолет, но когда ты это понимаешь, лайнер уже выпустил шасси, промчался перпендикулярно той линии, на которой ты стоишь, далеко вперед, выдохнув с силой, как набравший полную грудь воздуха кто-то мощный, быстрый. И коснулся колесами бетона. Он уже на земле, сейчас его отбуксируют на стоянку. Стюардесса в салоне наверняка уже сообщила, что полет окончен, но до полной остановки двигателей всем надо оставаться на своих местах.

Знаете, с точки, где я наблюдаю посадку лайнера, он махиной не кажется.

На полосе опять слышен звук, напоминающий шум двигателя. Он исходит от машины, которая сушит полосу. Делается это по правилам обеспечения безопасности перед каждой посадкой самолета. Очередной лайнер должен приземлиться через десять минут. Споттеры на изготовке и глядят в оба: им важно уловить выигрышный момент.

Когда самолет уже на прямой, навстречу ему неожиданно вылетают две птицы. Известно, что стая создает риски при приземлении лайнера. Но бакланов всего двое, и они, приученные уважать более сильного “соплеменника”, продолжают свой путь, даже не пытаясь помешать стальной птице. Кто-то из ребят снимает и этот полет.

Что для чего

По рации слышим: “Трап установлен”. Это к первому приземлившемуся борту. Сейчас пассажиры начнут выходить из салона, а наземные службы норильского аэропорта – готовить самолет на вылет. Участникам акции предоставят возможность снять взлет, а пока у наших споттеров по плану знакомство с работой аэродромных служб. Сначала они отправляются на аварийно-спасательную станцию, затем переезжают на перрон, после чего – в различные зоны аэровокзала. Им снова открывается жизнь аэропорта, которую не видит обычный пассажир.

С большим интересом участники изучали и фотографировали специализированную технику. Александр Имануилов, начальник производственно-диспетчерской службы аэропорта, уточнил, для чего используется та или иная машина.

– Здесь размещена техника для буксировки самолетов, машина сопровождения, так называемая Follow me. Вот установка для обработки самолетов противообледенительной жидкостью.

Начальник производственно-диспетчерской службы показал машину бизнес-зала, она доставляет в самолет VIP-пассажиров. Снегоуборочную технику, которая используется для очистки взлетно-посадочной полосы. На перроне мы также увидели трапы, автолифт для доставки продуктов на борт.

В основном специализированная техника – импортного производства. Александр Имануилов отметил, что она показала себя вполне работоспособной в условиях норильского аэропорта.

На перроне, том самом поле, куда выход без сопровождающего категорически запрещен, разгружают и загружают самолет одной из авиакомпаний. По транспортерной ленте на машину идет почта и другой груз. А в первый багажник грузчики бросают чемоданы и сумки отъезжающих. Вдали обслуживают еще один “Боинг”. Мне кажется, что эти лайнеры “мордой” похожи на китов. Их, самолетов, на поле должно быть семь – столько рейсов прилетело за полтора часа.

Сейчас, как сказала заместитель начальника службы перевозок Марина Волокитина, ежедневно приземляется на аэродром и улетает из Норильска до 12–13 рейсов. Если на вылет бывает до 900–1000 пассажиров в сутки, то прилетает еще больше: скоро начало учебного года.

Обычно самые насыщенные месяцы – май, июнь. В этом году и сентябрьские рейсы идут почти битком. Поэтому авиакомпании выделяют добавочные рейсы.

Смотрите, смотрите

На часах 8.38. Закончилась регистрация билетов и оформление багажа пассажиров, улетающих в Санкт-Петербург. У стоек регистрации пусто: работники службы перевозок, наверное, закрывают полетную документацию, а новые пассажиры собираются в дорогу или уже на пути в Алыкель. Сегодня из аэропорта будет совершено еще пять рейсов, так что через пару часов в здании норильского аэровокзала снова станет шумно и многолюдно.

Сейчас же массовку составляем только мы. Участники споттинга, еще раз пройдя личный досмотр, дружно двинули к автомату с горячими напитками. Кофе попить.

Несколько минут назад ребята отсняли взлет авиалайнера. Троим из группы повезло попасть в зону особого интереса всех, кто любит самолеты, – в диспетчерскую. Громко счастливчикам никто не завидует, однако есть сожалеющие, что там не были. Я не была и тоже сожалею, но спасибо руководству ООО “Аэропорт Норильск” за возможность снимать в диспетчерской. Как там, можно будет увидеть на фотографиях. А пока поговорим с участниками акции.

Алексей Арлюков: “Я не первый раз снимаю в аэропорту, приходилось делать фоторепортажи для журналов. Обычно предпочитаю индивидуальную съемку, но сегодня мы дружно поработали командой. Это очень хорошо. Можно было проявить творчество, потом похвастаться фотографиями. И участием в древней мужской игре – споттинге”.

Хорошее настроение своего товарища поддержал Ростислав Золотарев: “Думаю, что мне фотографии пригодятся для работы. И в личном фонде они будут востребованы: друзья посмотрят, сыновьям обязательно покажу”.

Взлеты и посадки лайнеров, трудовые будни наземных аэродромных служб глазами норильских споттеров увидят все норильчане. Фотовыставку “Успеть за 80 секунд” планируется разместить в спортивно-развлекательном комплексе “Арена”, популярном месте проведения досуга норильчан всех возрастов и профессий.


Читайте также

Фоторепортажи
Репортажи
Александр Рюмин: "Перед нами колоссальные задачи, но мы справимся" Александр Рюмин: "Перед нами колоссальные задачи, но мы справимся"
2015 год войдет в историю «Норильского никеля» отдельной яркой страницей. Это год 80-летия компании