Особое назначение

2 апреля 2015, 10:06
Текст: Денис Кожевников
Фото: Денис Кожевников

НОРИЛЬСК – Опубликован очередной материал проекта "Династии", запущенного в год 80-летия ГМК "Норильский никель". В рамках проекта рассказывается о поколениях норильчан, которые тесно связаны с компанией своей историей, традициями, судьбой.

Особое назначение

Начальник производственного отдела Заполярного транспортного филиала Валерий Захарчук – один из тех, кто отдает себя работе, что называется, до крупинки. Подъем в пять утра, часовая гимнастика – такая, что не всякому молодому под силу, и в семь утра на работу. Домой – только когда сделано все и есть полная уверенность, что функционирует правильно. Это стиль, выработанный десятилетиями, переходящий от Захарчука-старшего к детям – работникам этого же предприятия.

Датой зарождения портовой династии Захарчуков принято считать 7 ноября 1939 года, когда в селе Кежма на Ангаре родился сам Валерий Васильевич. В 1949 году его маму отправили учительствовать на факторию Лескино, которая располагалась в Енисейском заливе на противоположном Диксону берегу. Здесь находилась полярная станция. А после куда только не кидала тяжелая послевоенная жизнь молодого Валерия – жили в деревне Межово Красноярского края, в поселке Караул в низовьях Енисея.

После службы в армии Валерий вернулся уже в Дудинку. Его мама работала здесь учителем, а он устроился в порт на речной участок. По рассказам самого Валерия Васильевича, пареньком он был далеко не атлетического сложения, а между тем тогда в порту нужны были грузчики, о какой бы то ни было автоматизации говорить не приходилось. Поэтому начальник речного участка Алексей Степанович Кузнецов направил Валеру Захарчука работать слесарем. Восемь лет он ремонтировал электропогрузчики, монтировал транспортеры, строил пирсы для обработки судов по высокой воде.

Позже все тот же Алексей Степанович предложил Валерию стать диспетчером на родном речном участке. Поскольку занятие это было куда более ответственное, чем слесарное дело, молодому работнику пришлось приобретать специальные знания. Захарчук поступил учиться в Новосибирский институт инженеров водного транспорта.

С того дня и по сегодняшний, на протяжении нескольких десятилетий, Валерий Васильевич так или иначе был связан с диспетчерской службой. Сначала это была работа на берегу, заместителем начальника района по эксплуатации, затем – руководство первым грузовым районом Дудинского морского порта.

Директорское крещение

Получение диплома института инженеров водного транспорта, который Валерий Васильевич защитил на отлично, запомнилось ему еще и тем, что в 1978 году в Дудинке он был представлен директору комбината Борису Колесникову. Начальник порта Александр Кизим рекомендовал Захарчука руководителю как подающего надежды начальника района, только что окончившего институт с отличием и вообще “порядочного во всех отношениях человека”. На что директор комбината ответил: “Вот когда сдаст экзамен на зрелость здесь, в порту, на этом месте, тогда и посмотрим, чего он стоит на самом деле!”

Сдавать этот многолетний экзамен Валерию Захарчуку пришлось все последующее время, потому что производственная жизнь комбината и порта менялась стремительно, день ото дня предъявляя все новые и новые требования. Следуя им и вместе с ними, Валерий Васильевич был назначенглавным диспетчером порта. Эта работа была ему не в новинку: держать на контроле производственную деятельность всего предприятия, быть в курсе каждого передвижения грузов, вагонов, морских и речных судов. Да и коллектив диспетчерской службы поддерживал. И новый главный быстро совладал с предложенным объемом работы.

Модная работа и утренний обход

И только наш герой вошел во вкус диспетчерской работы, как его выбрали председателем профкома предприятия.Как сейчас вспоминает Валерий Захарчук, в те годы было принято выдвигать производственников на общественную и профсоюзную работу. Такое положение вещей считалось не только нормальным, но и, как считает Валерий Васильевич, модным.

Пять лет на освобожденной должности председателя профкома Дудинского порта он сейчас вспоминает как “повинность” своего времени. Смеется, “потерял пять лет жизни”, имея в виду отрыв от живого производства. А потом уже серьезно замечает, что такая работа – это ценный опыт общения с людьми. Очень много, по его словам, дали ему советы и встречи с профсоюзными работниками Норильского комбината, в том числе членами родившегося позже совета трудового коллектива НГМК, членом которого был и он сам.

Однако, когда Валерия Васильевича вернули в родную стихию – назначили начальником производственного отдела с главной диспетчерской службой и технологическим отделом, он признается: вздохнул почти с облегчением.

– Я уже сам не помню, сколько лет здесь работаю, – говорит Валерий Васильевич своему сыну Дмитрию, сидящему тут же. – Больше двадцати – это точно!

Отец с сыном вместе начинают восстанавливать хронологию событий: перебирают должности, участки работы, причалы, грузовые районы и вспомогательные службы. Сопоставляют, вспоминают, путаются. На помощь им приходит старшая дочь Валерия Васильевича Ольга Захарчук, которая кроме папиной служебной истории бережно хранит и семейную.

Выясняется, что Валерий Васильевич, прежде чем стать во главе производственного отдела, прошел практически все участки работы Дудинского порта. Этот бесценный опыт, по его словам, стал определяющим в становлении его как специалиста и руководителя. Непосредственное знакомство с производством на месте позволило быть всегда в курсе происходящего, научило контролировать ситуацию и верно организовывать рабочий процесс.

Все, кто сегодня работает в Заполярном транспортном филиале, так или иначе для Захарчука – молодежь. Но находить общий язык с молодым поколением для него не составляет труда, поскольку хорошее знание своего дела, умение правильно задать вопрос и прислушаться к мнению собеседника в итоге является определяющим фактором в отношениях руководителя с подчиненными. Кроме того, за многие годы у Валерия Васильевича выработалась привычка не просто приходить на работу в 7 утра, но и обязательно после всех утренних планерок объезжать подведомственные подразделения и лично знакомиться с положением дел. Значительную часть вопросов, по его признанию, в этих случаях можно решить прямо на месте, не откладывая.

Глубокая убежденность Валерия Захарчука в необходимости знать производство изнутри – все его тонкости и особенности, начиная с уровня портового рабочего, заставила в свое время отправить сына, молодого специалиста с высшим образованием, не куда-нибудь, а прямо на причал. Правда, прежде чем проявить себя в Заполярном транспортном филиале, Дмитрию Захарчуку пришлось сделать непростой выбор.

“Диверсант” Дима Захарчук

Работа отца у Димы всегда была на виду, возможно, поэтому при выборе своего дальнейшего пути он на нее внимания и не обратил. Дмитрий очень хотел стать пиротехником. Но данной специальности в “Справочнике для поступающих в вузы” не значилось, и в поиске информации о будущей профессии старшеклассник все время попадал во всякие взрывоопасные в прямом и переносном смысле истории. Будь то искрящийся “привет” через балкон соседке снизу или поиск “чего-нибудь эдакого” на пограничных катерах, выставленных зимой на стапелях неподалеку от порта. Можно только представить, что испытали родители, когда их сына пограничники захватили на боевом судне и привели под дулом автомата, как заправского диверсанта.

Кто знает, может быть, именно сей факт и остудил юношу, который впоследствии направил свою энергию в более мирное русло авиамодельного кружка. Это увлечение определило дальнейший путь в жизни Дмитрия: после школы он поступил в авиационный институт. Пиротехника была забыта как бесперспективное увлечение.

По завершении учебы в Самаре у Дмитрия появилась перспектива попасть на АвтоВАЗ. Технология производства, в том числе сборочного, оказалась как раз тем, к чему всю жизнь он и тянулся. Более того, среди технарей его круга бытовало убеждение: “Умеешь строить самолеты – по плечу и все остальное”. Но развал СССР, неразбериха 90-х годов повлекли за собой закрытие производств и повальные сокращения: на авиастроительный завод набор уже не проводился, на АвтоВАЗе и без студентов жизнь стала не сахар. Идти было некуда. Что мог сказать сыну отец Захарчук в нелегкое время? “Приезжай домой, – был отцовский совет, – тут разберемся”.

Выпускнику авиационного института место нашлось… на причале. Поскольку дело было весной, когда в Дудинском порту самая горячая пора в связи с паводком, восстановлением и началом летней навигации, Дмитрию быстро оформили приглашение как молодому специалисту и назначили стивидором (мастер по организации перегрузочных работ на транспорте). Сразу же новый сотрудник получил от предприятия подъемные и комнату в общежитии.

Дудинский морской порт тогда сделал ставку на преемственность поколений и не ошибся в выборе. Династия Захарчуков ответила предприятию добросовестной работой и честным отношением к труду.

Практика позволяет

Через два года Дмитрия уже привлекли к диспетчерской работе. Посылом к такому достаточно скорому назначению, по признанию коллег, стала добросовестность молодого работника, как сказали бы сейчас, линейного руководителя. Потом последовали замещения должностей в самых разных подразделениях Дудинского порта. Такая интенсивная смена постов могла бы толковаться неоднозначно, если бы не золотое правило куратора Захарчука-старшего: производственник должен знать свое предприятие.

Так Валерий Васильевич готовил настоящего специалиста, и этот принцип позже сработал, что называется, на все сто. Однажды Дмитрия Захарчука пригласил к себе заместитель начальника порта по экономике и предложил возглавить планово-экономический отдел. На неуверенные возражения Дмитрия о том, что он, мол, всего лишь инженер-самолетостроитель, техник то есть, последовал ответ, что положительная трудовая практика почти во всех подразделениях порта, полное представление о специфике производства вполне позволяют ему занимать эту должность.

Начало работы Дмитрия Захарчука на новом месте в 1998 году совпало с внедрением в компании новых принципов планирования, развитием информационных технологий, усовершенствованием технической базы и организации труда как в системе управления, так и на причалах. Так что, как признается сейчас Дмитрий, новый этап его жизни совпал не только с большой учебой, но и с разработкой новых технологий производства и управления.

– Развивалась экономика, вместе с ней рос и я, – говорит сейчас Дмитрий. – Благо кураторами-наставниками в планово-экономическом управлении Заполярного филиала были грамотные специалисты. Поэтому, когда в 2007 году Дудинский порт из подразделения комбината превратился в Заполярный транспортный филиал, а вместе с этим изменились и условия работы, освоить их вместе со своим родным коллективом мне особого труда не составило. Хотя учиться приходилось немало, снова и снова.

Регулярная переподготовка, курсы повышения квалификации, а впоследствии и участие в президентской образовательной программев области экономики и управления позволили Захарчуку-младшему быть на производстве всегда во всеоружии.

В третьем поколении

Еще один представитель династии в порту – Ольга Захарчук, инженер по нормированию в комплексе малой механизации ЗТФ. Насколько эта механизация малая, судить сложно, ведь в этом подразделении собрана погрузо-разгрузочная техника грузоподъемностью от 1,5 до 42 тонн. Вести статистический учет производства, а значит объемов и нормативов выработки, Ольге приходится с особой тщательностью. Потому что все эти цифры напрямую отражаются на оплате труда портовиков.

Как сегодня говорит Ольга, работа в порту в свое время в ее планы не входила. По своему первому образованию она скорняк – специалист по реконструкции меховых изделий. Причем, по отзывам заказчиков и коллег, специалист очень хороший. Но, как выяснилось в 90-е, частное кооперативное движение тех лет – занятие с переменным успехом. Поэтому она, как и брат, нашла поддержку там, где все действовало по четкому графику, дышало надежностью и определенностью перспективы, – в Дудинском порту. Сюда она пришла в 1996 году, причем на второстепенную работу в поисках хоть какой-то стабильности в жизни. Но такова уж фамильная черта, унаследованная, как утверждает Ольга, от отца, – довольствоваться малым не в ее правилах. Девушка получила бухгалтерское образование, научилась находить общий язык со своей без малого сотней коллег, из которых только четыре женщины. В общем, Ольга Захарчук состоялась как профессионал.

А недавно Заполярный транспортный филиал пополнился четвертым представителем известной дудинской династии – работать в производственно-диспетчерский отдел порта пришла внучка Валерия Васильевича Анна. На данном этапе ее самые большие достижения – диплом о среднем экономическом образовании и успехи в области спорта – она увлеченно занимается японским единоборством кендо. Первые спортивные завоевания проявляются пока в виде ссадин на руках, но, зная семейную целеустремленность старших, можно с уверенностью сказать, что главные победы и у нее впереди.

Три поколения, несколько десятилетий – целая жизнь, от строительства порта до технологических инноваций дня сегодняшнего. А династия Захарчуков, начало которой положил Валерий Васильевич, работает все с той же ответственностью за свое дело.


Читайте также

Фоторепортажи
Репортажи
Александр Рюмин: "Перед нами колоссальные задачи, но мы справимся" Александр Рюмин: "Перед нами колоссальные задачи, но мы справимся"
2015 год войдет в историю «Норильского никеля» отдельной яркой страницей. Это год 80-летия компании