Мысль конвертировать в проект

18 июня 2015, 09:12
Текст: Елена Попова
Фото: Денис Кожевников

Можно ли за короткий срок изменить жизнь норильчан к лучшему? Вне всякого сомнения. В этом на личном опыте убедились горожане, прошедшие трехдневное обучение в социально-конструкторском бюро, организованном по инициативе «Норильского никеля» в юбилейный год.

Мысль конвертировать в проект

Проектная сессия «Социально-конструкторское бюро» была организована в рамках Академии социального партнерства и развития программы «Мир новых возможностей». Из 50 организаций, государственных и муниципальных учреждений было отобрано 34. В числе участников оказались по большей части новички, еще не знакомые с проектной деятельностью, либо те, кто подавал заявку, но до сих пор не смог добиться успеха в конкурсах.

– Почему был выбран формат бюро? Для нас важно расширять сознание людей, с тем чтобы в последующих конкурсах, которые будет объявлять «Норильский никель», не было стандартных проектов, – рассказала «Вестнику» главный менеджер управления благотворительных программ департамента социальной политики «Норильского никеля» Ирина Жуйкова. – Второе, и, пожалуй, главное, – нам хотелось, чтобы люди увидели друг друга, чтобы они могли объединить усилия и найти себе партнера. Есть такая теория, согласно которой полученные знания, если их не использовать в течение трех суток, постепенно уходят. Поэтому мы не только мотивировали людей придумывать проект, но и совместно опробовали эту идею на практике.

В первый день слушатели сессии учились выявлять основные проблемы, налаживать контакты, обмениваться мнениями и формулировать идеи. А на втором этапе – «Упаковка смыслов» – на основе полученных знаний им предложили разработать три мини-проекта.

– Мы таким образом сконструировали программу, чтобы она подводила людей к партнерству, – объяснил директор Санкт-Петербургской школы социального проектирования Юрий Тюшев. – Это было и раньше, но сейчас мы делаем на этом особый акцент. Очередной конкурс социальных проектов компания «Норильский никель» объявит осенью, и к тому времени потенциальные участники должны быть готовы объединяться между собой, чтобы представить более интересные и масштабные проекты. Люди должны убедиться на практике: взаимодействовать гораздо выгоднее. С одной стороны, реализация нескольких совместных акций на практике – это в большей степени стажировочный момент. С другой, несмотря на то что времени на их разработку мало – всего два дня, это полноценные проекты с точки зрения структуры, социальной ценности. Просто они не будут столь формализованы, как это требуется при участии в реальном конкурсе.

Однако для слушателей сессии это оказался самый интересный день.

Прочь хмурые лица!

…Если и были какие-то опасения насчет погоды, то они исчезли. Мрачное с утра небо как по волшебству прояснилось. Сумасшедший ветер разогнал облака. Солнце залило все вокруг. Участники проектов, постепенно собиравшиеся возле ДК, радостно потирали руки: дождя не будет. Зато при виде вырвавшихся у кого-то из рук и взметнувшихся ввысь воздушных шаров директор некоммерческой организации «Красноярский региональный центр социальной поддержки «Развитие» Олег Марфин, в течение двух дней погружавший «студентов» в теорию и практику, не сдержался: а ветер-то никто не подумал отнести к «рискам проекта»! Всеобщий смех.

Ветер не ветер, а настроение у всех отличное. Достаточно было посмотреть на Роднульку. Ростовая кукла зажигала на Комсомольской площади так, что машины приостанавливали движение, прохожие оборачивались. А участникам проекта «Улыбнись Норильску» только того и надо было – горожан тут же просили сфотографироваться. Главное условие – улыбка.

– Эти снимки мы используем для фотопрезентации и ее трансляции на экране перед зданием Дворца культуры, – объясняла одна из организаторов акции Наталья Кушнир. – Люди смогут поделиться с городом своей солнечной улыбкой и хорошим настроением.

Чтобы задействовать в арт-акции как можно большее количество норильчан, участники вместе с ростовыми куклами Машей, Медведем и Сердцем разъехались по всему городу. А в это время возле здания бассейна стартовал другой мини-проект. Идею своего «Архитектурного шашлыка» известный в городе краевед Станислав Стрючков обрисовал так:

– Мы проводим мобильную экскурсию по интересному архитектурному ансамблю. Это так называемый «шашлык Непокойчицкого» – пять зданий, стоящих на одной оси перпендикулярно Ленинскому проспекту: бассейн, ДК, музей, колледж искусств и пятая гимназия. Возле каждого объекта в течение десяти минут мы рассказываем историю его создания, после чего проводим флешмоб. По ходу к нам могут присоединяться все желающие. А в конце экскурсии будет проведена викторина. Те, кто правильно ответит на все вопросы, получат призы.

Спортивная зарядка возле плавательного бассейна стала первым интерактивным мероприятием в рамках «Шашлыка». А в это же самое время участники третьего мини-проекта – «Цепочка добра» – проводили на Ленинском проспекте анкетирование прохожих. Вопросы задавали разные. Способны ли норильчане на добрые поступки? Сохранились ли какие-то особые традиции, присущие жителям нашего города? Готовы ли вы сами участвовать в акциях добра?

– Наша цель – предоставить людям, нуждающимся в той или иной помощи, информацию об организациях, которые им могут эту помощь оказать. На визитках, флаерах указаны адреса, телефоны, – поделилась идеей акции Марина Кардаш из семейного клуба «Светелка». – Эту же информацию мы разместили на стенде возле Дворца культуры. Важно, чтобы повышалась социальная активность горожан – взрослых, молодежи, детей. Кто-то, возможно, захочет попробовать себя как волонтер. А кто-то сможет оказать посильную финансовую помощь нуждающимся.

Ставка на партнерство

Спустя пару часов, когда участники мини-проектов подвели итоги акций, выяснилось: за три часа «Цепочка добра» собрала 218 анкет, раздала более 300 визиток и 100 шаров, 500 рублей в качестве пожертвования группа передала в детский дом. Внушительных количественных показателей добились и участники трека «Улыбнись Норильску». Из 1050 фотоснимков улыбающихся норильчан было отобрано 719, которые в течение суток сменяли друг друга на экране перед Дворцом культуры.

Однако наиболее высоко эксперты оценили «Архитектурный шашлык». Этот мини-проект хотя и оказался не таким масштабным – в нем приняли участие 150 человек, однако был назван «очень полезным и содержательным». Не только для гостей, но и для самих норильчан, большинство из которых сегодня, чего греха таить, не слишком хорошо знает историю родного города.

– Спасибо, что вновь прибывшим так вкусно рассказали об исторических объектах города! – обратилась к участникам акции начальник управления благотворительных программ ЗФ Светлана Рубашкина, поблагодарив также и две другие группы за интересные идеи.

Главная цель социально-конструкторского бюро, по ее мнению, реализована.

– Люди посмотрели друг на друга новыми глазами и захотели – что самое главное – продолжать это общение. Норильчане почувствовали, что, если они объединяются и делают партнерские проекты, то они друг друга только усиливают. Каждый от этого выигрывает. В том числе и жители города. Я очень надеюсь, что осенью, когда компания «Норильский никель» объявит очередной конкурс социальных проектов, вот это желание людей совместно что-то делать, будет конвертировано в грамотные, интересные проекты. Изначальный подход к благотворительности нашей компании сейчас заключается в том, что мы не просто хотим раздать деньги. Наша цель – научить людей реально влиять на решение городских проблем. Сделать так, чтобы от всех реализованных проектов выиграло все сообщество. И гранты лишь средство для достижения этой цели.

Мы даем инструмент, чтобы участники обучения могли подавать заявки и в другие фонды, на президентские, краевые и другие гранты. Принцип проектирования везде один и тот же. Сегодня все грантодающие организации делают ставку на партнерство. Более того, не стоит забывать и про такой инструмент, как частные пожертвования. Сейчас существуют разные формы, например краудфандинг – сбор средств через Интернет, которые станут либо весомым довеском к бюджету проекта, либо вообще позволят обойтись без грантовой поддержки фондов, а на собранные деньги реализовать идею. Для этого нужно лишь четко понимать, что ты хочешь сделать, и уметь убедить других в полезности, ценности своей идеи. Я очень надеюсь, что эти три дня дали людям понимание, как сделать так, чтобы добиться успеха, – высказалась Светлана Рубашкина.


Читайте также

Фоторепортажи
Репортажи
Александр Рюмин: "Перед нами колоссальные задачи, но мы справимся" Александр Рюмин: "Перед нами колоссальные задачи, но мы справимся"
2015 год войдет в историю «Норильского никеля» отдельной яркой страницей. Это год 80-летия компании