Новая труба для ТОФ

4 июня 2015, 11:42
Текст: Мария Григорьева
Фото: Николай Щипко

В Заполярном филиале в юбилейный год близится к завершению строительство трубопровода трассы теплоснабжения на ТОФ. Работы ведутся в рамках строительства второго пускового комплекса проекта ТОФ-РФ.

Новая труба для ТОФ

На Талнахской обогатительной фабрике близится к завершению строительство трубопровода трассы теплоснабжения объектов второго пускового комплекса. Этот проект стал для сотрудников "Норильскникельремонта" серьезным испытанием, ведь ранее капитальным строительством ремонтникам заниматься не приходилось. Львиная доля работ легла на плечи сотрудников ремонтно-строительного треста.

Строительство ведется в рамках реализации проекта реконструкции ТОФ с увеличением мощности до 16 миллионов тонн в год. Чтобы отапливать новые объекты фабрики, потребовалось увеличение сети теплоснабжения. И в апреле прошлого года началась стройка. Работы на себя взяли следующие подразделения ННР: "Норильскэнергоремонт", "Норильскавтоматика" и ремонтно-строительный трест. Первые отвечают, например, за теплоизоляцию трубопровода, вторые – за обвязку электросетями и установку оборудования узла учета в камере расходомерных устройств, которая располагается примерно посередине трассы. РСТ, а точнее, его участок №50, ведет буровые, монтажные и общестроительные работы, антикоррозийную обработку.

Буровики занимаются устройством свай, которые уходят в землю на глубину от 5 до 16 метров в зависимости от грунта. На сваи строители устанавливают ростверки (их общее количество – 141). Там, где установить сваи невозможно, например, в зоне ЛЭП, где нельзя поставить буровую машину, возводят фундаменты, их будет всего шесть. Монтажники отвечают за металлоконструкции эстакад, монтаж самой трубы. На трубные и кабельные эстакады планируют потратить около 271 тонны металла. Общая протяженность трассы трубопровода, состоящей из двух параллельных ниток, – 3761 км, то есть около 1800 метров каждая. Их диаметр составляет 720 мм, толщина стенок – 10 мм.
Масштабы работы впечатляющие. Чтобы успеть в срок, более 70 человек трудятся круглосуточно в три смены. Строительство ведется прямо в тундре и в жару, и в холод. И погода – самое большое препятствие на пути специалистов.
– На зиму выпали как раз монтажные работы по сварке трубопровода, – рассказал заместитель управляющего по капитальному строительству РСТ Андрей Саплин. – Чтобы не останавливать процесс, в зимние морозы делались укрытия, палатки, где проводилась обварка стыков.
Нагрузка на трубу предполагается большая, поэтому и сварка происходит по особой технологии – с непрерывной обваркой стыков, с постепенным остыванием. То есть перед самой сваркой участок прогревают, а потом готовый шов утепляют теплоизоляционным материалом, асбестом, что позволяет гарантировать его постепенное остывание. Это нужно, чтобы избежать микротрещин, которые при давлении во время эксплуатации могут привести к разрушению.
Возникают и другие трудности. Например, во время той же сварки пришлось использовать размагничивающие устройства, которые компенсируют влияние электромагнитных полей и снимают намагниченность труб.
Так как на сварщиков на этом объекте возлагается особая ответственность, задействованы здесь только высококвалифицированные специалисты – с разрядом не ниже пятого. Выделить кого-то из них невозможно, поэтому Андрей Саплин отметил талантливых руководителей, которые отобрали для этого проекта самых лучших сотрудников, грамотно организовали их работу. Это бригадир монтажной бригады Иван Соколюк и мастер участка №50, отвечающий за монтажные работы, Роман Золотарев. В месяц усилиями их подчиненных монтируется около 600 метров трубопровода и порядка 20–25 тонн металлоконструкций.

Одним из самых квалифицированных и грамотных строителей в тресте называют Ивана Любуня, бригадира строительной бригады. Он работает на предприятии уже более 15 лет.
А вот молодых специалистов на объекте мало. Например, прораб Георгий Кумаритов уже успел зарекомендовать себя как перспективный и грамотный специалист в части проведения буровых работ. Еще студентом он приехал сюда на практику из Владикавказа, а закончив учебу, вернулся в Норильск. Год назад, как раз в начале стройки, устроился мастером.
– Когда получил приглашение от РСТ, конечно же, согласился, – поделился Георгий. – Погодные условия меня не испугали, а, скорее, наоборот, подстегнули. Было интересно узнать, что такое условия Крайнего Севера, сорокаградусный мороз, что такое ГМК “Норильский никель”, компания с мировым именем. И о выборе своем я ни разу не пожалел.
Также Андрей Саплин отметил работу технического отдела треста, его начальника Эдуарда Сычева и заместителя начальника Сергея Куценко. Благодаря работе этого подразделения, возникающие в ходе стройки вопросы, решаются быстро и слаженно. А значит, работы ведутся без простоев, в соответствии с графиком.
Сегодня они уже близятся к завершению. Проложено более 2,5 километра трассы теплоснабжения, смонтировано более 100 тонн металлоконструкций, выполнено 115 ростверков. Сдача объекта планируется на сентябрь. Но сначала, после врезки в магистральный трубопровод и теплосеть ТОФ, сделают промывку трубопровода, проведут гидравлические испытания – и только тогда объект сдадут в эксплуатацию.


Читайте также

Фоторепортажи
Репортажи
Александр Рюмин: "Перед нами колоссальные задачи, но мы справимся" Александр Рюмин: "Перед нами колоссальные задачи, но мы справимся"
2015 год войдет в историю «Норильского никеля» отдельной яркой страницей. Это год 80-летия компании