"Норникель" использует суффиксы

15 июня 2015, 07:58
Текст: Мария Григорьева

80-летию "Норникеля" посвящает норильская школьница свою победу на конкурсе им. В.И. Вернадского.

"Норникель" использует суффиксы

Глядя на современных детей, невозможно ими не восхищаться. Какие же они активные, умные, талантливые! Многие из них уже в школе загораются яркими звездочками, изобретают, совершают открытия, вдохновляя и сверстников, и старшее поколение. Один из таких примеров – Даша Шпаковская. Десятиклассница провела интересное исследование и выяснила, как именуют специалистов “Норильского никеля” и как это зависит от предприятия, на котором человек работает.

Работа на тему "Словообразовательный аспект наименований лиц по профессии в лексико-тематической группе специальностей компании "Норильский никель" принесла Даше победу на Всероссийском открытом конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Однако проводила исследование она изначально не ради него.
– Я была вместе с одноклассниками на экскурсии на медном заводе. Нам рассказывали о разных профессиях, – говорит девушка. – Некоторые наименования я услышала впервые, даже не знала, что такие существуют. Чтобы восполнить этот пробел, я решила изучить профессии "Норильского никеля".
Возможно, отчасти интерес к этой теме обусловлен еще и тем, что родители школьницы, Елена и Виктор Шпаковские, многие годы проработали на предприятиях ЗФ. Дашу они активно поддерживают во всех начинаниях, в том числе помогли принять участие в конкурсе. Но вначале, только взявшись за тему, девушка решила обратиться за помощью к лингвисту Светлане Юдиной, учительнице русского языка и литературы лицея №3, в котором и учится наша героиня. Школа специализируется на точных науках, но Даше они неинтересны. Учителя идут ей навстречу и помогают углубленно изучать гуманитарные предметы, которые нужны ей для поступления в вуз: английский и русский языки, историю. Девушка мечтает стать востоковедом.

– Я хочу изучать языки и культуру Востока. Может, это и не связано с английским, который мне нравится учить, но это связано с моим родным языком, – объясняет лицеистка.
Ее любимое увлечение – путешествовать, и оно как нельзя лучше подходит к выбранной профессии. Девушка часто ездит по миру с родителями, бывала в Англии и Ирландии с целью повышения уровня владения английским. А еще ей нравится исследовать. Небольшие научные работы Даша стала делать еще в начальной школе. Однако в большей степени они касались истории, а не лингвистики.
Так что конкурсный труд помог Даше проверить свои способности и в этой сфере. Вместе с учителем старшеклассница обратилась к сотрудникам корпоративного университета "Норильский никель", где ей предоставили полный список должностей комбината – всего 150.
– Мы начали разбирать, от чего произошли наименования, изучали словари, – рассказывает Даша. – А потом стали группировать их: что образуется с помощью суффиксов, а что сложением основ, например.
Выяснили, что некоторые наименования заимствованы из других языков. Например, слово "инженер" пришло к нам в XVII веке из Польши.

Основной способ образования слов, обозначающих профессии "Норникеля", – с помощью суффиксов. Как, например, в словах "агломератЧИК", "взрывНИК", "дефектоскопИСТ". И есть всего одно название, которое получилось обратным путем – отбросом этого самого суффикса, – "технолог" (его родитель – "технолог-ИЙ-а").
Также часто названия образуются путем сложения основ двух слов, как, например, "СТАЛеВАР" и "ГИДРОметаллург". Пять слов из списка появились путем "превращения" прилагательного в существительное. Например, "люковой", "дежурный" и "стволовой". А иногда наименования состоят сразу из нескольких слов, как, например, "электромонтер оперативно-выездной бригады".
Также Даша заметила, что на разных предприятиях доминируют и разные способы образования слов.
Так, в области, связанной с добычей руды, наименования в основном образуются с помощью суффикса от слов, обозначающих технологические процессы добычи. Занимаешься бурением? Значит, бурильЩИК. Креплением? КрепильЩИК.
В области обогащения руды работает тот же механизм, только нередко "предком" профессии становится не только действие, но и материал или механизм: "концентраторщик", "машинист".

В области металлургии тоже суффиксы правят бал. Там корни профессий растут либо из названия действия ("обжиговщик", "плавильщик"), либо от материалов, машин или продуктов, используемых или полученных на производстве ("агломератчик", "крановщик", "катодчик"). Также в этой сфере большое значение имеет название металла (отсюда – "электролизник никеля-меди").
В строительном комплексе все сложнее. Наименование профессии зависит от того, где именно работает специалист: в шахтостроении или в промышленном строительстве.
В первом случае название образуется благодаря суффиксу от слов, обозначающих действие ("проходчик"). Во втором – тем же путем, но от материалов, с которыми работает человек ("каменщик", "штукатурщик").
Насколько известно, так углубленно эти механизмы применительно к профессиям компании "Норильский никель" до Даши никто не изучал. Когда работа была почти окончена, преподавательница решила, что ее стоит отправить на конкурс. К удивлению Даши, работа прошла первичный отбор, и девочку пригласили в Москву на финальный этап. Новизну и качество исследования оценили члены жюри всероссийского конкурса. А девушка и ее близкие уверены: эта победа – только первый шаг на пути к научному будущему.


Читайте также

Фоторепортажи
Репортажи
Александр Рюмин: "Перед нами колоссальные задачи, но мы справимся" Александр Рюмин: "Перед нами колоссальные задачи, но мы справимся"
2015 год войдет в историю «Норильского никеля» отдельной яркой страницей. Это год 80-летия компании